Действительный член
Ассоциации консультантов по подбору персонала

127015, г. Москва, ул. Б. Новодмитровская. д. 14,
оф. 319, тел.: (495) 730-74-06, 730-74-07

"Карьерный путь молодого специалиста"

Источник: The Career Forum

Согласно статистическим данным, 97% студентов Европы и США совмещают работу с учебой. Постепенно похожая картина начинает вырисовываться и в России.

О том, что ждет сегодня на рынке труда молодых специалистов, спешащих сделать свои первые шаги, рассказывает Натэла Кобулашвили, президент кадрового агентства "Выбор"

CF: Какая сложилась ситуация на рынке труда молодых специалистов? Каковы основные тенденции?

Н.К.: В 2001 году компанией Ernst&Young было проведено исследование среди студентов высших учебных заведений города Москвы, в основном это были студенты МГУ и Экономической академии имени Плеханова. Целью опроса было получение информации о том, как студенты планируют развитие своей будущей карьеры. Исследование показало, что 34% студентов работают параллельно с учебой. Примечательно, что 75% студентов работают по специальности, что говорит об их восстребованности на рынке труда. Созданию такой благоприятной ситуации способствуют сами компании, которые ведут активную работу со студентами - налаживают связи с вузами и с их отдельными факультетами. Как показывает практика, это в основном технические вузы, такие как Бауманский институт, МЭИ. Больше всего ценятся финансисты, маркетологи - многие организации, как российские, так и западные, готовы брать этих специалистов с нулевым опытом, организуя курс стажировок.

CF: С чего молодым специалистам стоит начинать свой карьерный путь?

Н.К.: Над этим вопросом им стоит задумываться еще до поступления в институт. Для этого сегодня есть все условия - масса открытой информации в интернете, печатных СМИ, на Днях открытых дверей. Причем это забота не только начинающих специалистов, но и их родителей, школьных учителей, которые также должны иметь хорошее представление о восстребованности тех или иных специалистов на рынке труда. Вузы стали уделять больше внимания качеству своего обучения, проводить разнообразные исследования и корректировать свои программы в соответствии с реалиями динамично развивающегося рынка. Также вузы стали уделять больше внимания построению карьеры своих студентов, проводить Дни карьеры, презентации компаний-работодателей. Для самих компаний участие в таких мероприятиях - очень привлекательное предложение, позволяющее обратиться к потенциальной аудитории, проинформировать о возможности получения работы в своей компании и о возможностях профессионального и карьерного роста. И если раньше студентов как потенциальных работников рассматривали в основном западные компании, то сейчас и российские компании все чаще привлекают их на замещение тех или иных позиций начинающих специалистов.

Определиться с будущей профессиональной деятельностью студентам может помочь прохождение тестирования и составление профессиограммы в консалтинговых компаниях и центрах профориентации. На основании выявленных характеристик студентам даются рекомендации, в каких областях им предпочтительнее работать, где они смогут реализовать свои потенциальные возможности.

CF: С какими проблемами сталкиваются студенты при трудоустройстве? Часто ли им приходится обманываться в своих ожиданиях?

Н.К.: Чаще всего студентам бывает сложно трудоустроиться, если они не позаботились о своем будущем на 3-4 курсе института и приступают к поиску работы только после окончания института, совершенно не имея информации о рынке труда. Ориентируясь на своих сокурсников, начавших работать еще во время учебы и которым после окончания учебы предлагают по $300-$400, многие недоумевают, почему, закончив такой же вуз, они не могут претендовать на такую заработную плату? Поскольку ничего кроме хорошего образования и большого желания работать выпускники не имеют, работодатели готовы брать их на работу на других условиях, предлагая невысокую заработную плату. И отказываясь от таких предложений, выпускники могут довольно долго находиться в поиске работы. Надо адекватно оценивать свои возможности и сопоставлять их с реалиями рынка. Как я уже говорила, очень важно задумываться над тем, куда пойти работать, уже на 3-ем курсе, на 4-ом - приступать к поиску, и на 5-ом, как показывает практика, практически все студенты уже работают.

CF: Расширился ли круг специальностей, предлагаемых студентам и выпускникам?

Н.К.: За последнее время появились новые профессии, например, профессия рекрутера. Государство еще не признало ее как социально значимую профессию, хотя она и существует на рынке уже 12 лт. К тому же в данной области нет образовательной базы, и агентствам приходится самим растить специалистов. А вот для логистов, которые появились в России 5-6 лт назад, вузы открыли специальные курсы. Этих специалистов стала выпускать и Таможенная академия. От отсутствия квалифицированного персонала страдают агентства недвижимости и страховые компании. Из-за дефицита специалистов многие компании идут по пути открытия своих учебных центров.

CF: Часто на интервью задают вопрос 'Кем вы видите себя через 10 лт?' Адекватно ли студенты, еще не очень хорошо ориентирующиеся на рынке, отвечают на этот вопрос?

Н.К.: Они действительно еще внутренне не созрели для того, чтобы планировать свои жизненные пути. Сегодня понятие карьеры слишком гипертрофированно. Об этом очень много пишут, говорят. Карьеру хочет сделать практически каждый россиянин. Но далеко не все при этом задумываются, что, собственно, подразумевается под этим столь модным словом 'карьера'. Стать профессионалом? Или непременно стать управленцем? Важно, чтобы каждый для себя правильно сформулировал это понятие. Все стать генеральными директорами не могут. Но, руководствуясь своими амбициями, многие студенты хотят стать именно топ-менеджерами. Некоторым из них это удается, а многим приходится все-таки на время забыть о своих амбициях и реально оценить свои возможности, чтобы понять, с чего надо начать, чтобы достичь поставленных перед собой целей. Примечательно, что завышенными амбициями чаще страдают молодые люди - девушки более последовательно выстраивают свой путь. Причина же появления завышенных амбиций у молодежи лежит в информационном поле, которое их окружает. Нашу страну постоянно 'кидает', и сейчас ее 'кинуло' в карьеру. Идет гонка за деньгами, и студенты понимают, что самый очевидный способ много заработать - стать руководителем, и иного пути нет. Такая ситуация не изменится, пока политика по воспитанию умов и мировоззрения молодежи будет оставаться прежней.

CF: Через какие начальные этапы приходится проходить молодым карьеристам? Сколько времени надо отработать на начальной позиции, например, ассистента, чтобы набраться достаточного опыта?

Н.К.: В крупных российских и западных корпорациях структурно прописываются все бизнес-единицы, а также сколько времени сотрудник должен находиться на той или иной позиции, чтобы получить опыт, необходимый для дальнейшего продвижения. В менее крупных компаниях временной период пребывания сотрудника на той или иной должности определяет руководитель. Студенты чаще всего начинают с позиции ассистента, являющегося своего рода подмастерьем старшего мастера. Работодатель, видя хороший результат работы ассистента и его способность к быстрому осваиванию профессии, может раньше назначенного срока перевести его на ступень выше или расширить его обязанности. На собеседовании начинающих специалистов часто спрашивают, как быстро они могут освоить те обязанности, которые им предлагаются на данный момент.

В некоторых компаниях есть договоренности с работающими в них студентами о переводе их на более высокие позиции после окончания вуза. Например, секретарей, получающих бухгалтерское образование, часто после окончания обучения переводят в бухгалтерию. Благодаря такому подходу молодые специалисты легко входят в курс дела, потому что они уже знают компанию изнутри и понимают многие нюансы ее деятельности. Планируя свою карьеру, важно помнить, что работодатель уделяет внимание не столько названию позиции, сколько перечню обязанностей, которые выполнял специалист, и тому, насколько он расшил круг своих познаний.

CF: Сегодня много говорится о востребованности студентов с техническим или финансовым образованием. А каковы перспективы для гуманитарных студентов?

Н.К.: Они в основном востребованы в сферах обслуживания: рекрутинговом бизнесе, страховом, недвижимости - везде, где работа основана, прежде всего, на общении с клиентами. Гуманитарии более коммуникабельны, и им проще выстраивать отношения с клиентами. В то же время практика показывает, что они успешно работают и с техническими продуктами. Сегодня во многих компаниях оптимизируются процессы, и если раньше были отдельно менеджеры по продажам и технические специалисты, то сегодня требуются универсальные специалисты, грамотно подкованные в технических аспектах и в то же время имеющие прекрасные коммуникативные навыки. Для многих людей с техническим образованием это является определенной проблемой.

CF: Помогают ли студентам в поиске работы кадровые агентства?

Н.К.: Сегодня со студентами работают очень немногие агентства, такие как Kelly Services, Manpower, Ancor. Лет пять назад, когда вузы не вели активной деятельности по трудоустройству своих выпускников, многие компании обращались в рекрутинговые агентства. Но за последнее время ситуация изменилась - компании стали напрямую выстраивать отношения с вузами. И постепенно они приходят к выводу, что система стажировок и внутрикорпоративных университетов гораздо эффективнее работы с посредниками.

CF: На какой размер зарплаты могут рассчитывать выпускники вузов?

Н.К.:В среднем, как показывает аналитика, студентам предлагают, даже если их берут на неполный рабочий день, от $150 до $300. Некоторые государственные структуры также предлагают вполне конкурентоспособную зарплату, которая уступает коммерческим на 20-30%.

CF: Как молодым специалистам избежать обмана со стороны работодателей? На какие нюансы стоит больше обращать внимания?

Н.К.: Прежде всего, надо внимательно изучить трудовой кодекс и знать свои права и обязанности, а также права и обязанности работодателя. Затем надо четко решить для себя, в каких компаниях, в каких сферах вы будете работать. После этого стоит составить список заинтересовавших вас компаний, прочитать информацию о них в интернете либо в печатных СМИ. Например, есть сайт www.attestat.ru, на котором можно найти отзывы о различных работодателях. Также можно проконсультироваться по поводу выбранных компаний в работающих с ними кадровых агентствах.
Когда вас уже приглашают на работу в конкретную компанию, прежде чем принять решение, стоит обязательно задать работодателю все интересующие вас вопросы: как будет выплачиваться зарплата, какие обязанности будут на вас возложены, какая будет запись в трудовой книжке, на какой срок будет подписан контракт и так далее. Список всех этих вопросов стоит составить заранее.

CF: Когда лучше задавать эти вопросы работодателю?

Н.К.: Считается, что на первом собеседовании о денежных вопросах говорить неприлично - это первое знакомство соискателя с работодателем. Второе собеседование уже более предметное, и на нем можно говорить о деньгах. Но это больше относится к зрелым специалистам, которые проходят несколько этапов собеседования. Что же касается студентов и выпускников, то они все эти вопросы обсуждают на уровне HR-менеджеров, которые должны предоставить всю необходимую информацию. Хочу отметить, что компании становятся все более цивилизованными, они стараются стать более привлекательными работодателями и отводят персоналу важную роль - ведь именно он является основной ценностью любой компании.

be number one работа на JobList.Ru Работа, вакансии, резюме 36 37 38 RJB.ru - Поиск работы и подбор персонала Job.ru - Все о работе "Работа & Зарплата" Кадровое агентство IReCon - подбор персонала в Москве Кадровое агентство ВЫБОР - подбор персонала, работа в Москве