ПУБЛИКАЦИИ

Рекрутмент - женская игра

Интервью с Натэлой Кобулашвили, Президентом Кадрового агентства Выбор

Источник:The Career Forum




Собственный бизнес ≈ мечта многих, но осуществить ее удается далеко не всем, особенно если вы молоды и ваш трудовой путь только начинается. Натэла Кобулашвили, президент кадрового агентства "Выбор", ≈ исключение из этого правила. Ей удалось осуществить свою школьную мечту сразу после окончания института.

CF: Почему вы пошли работать в рекрутмент? Это был целенаправленный выбор?

Н.К.: Это произошло абсолютно произвольно. Еще учась на пятом курсе факультета дефектологии и практической психологии Московского педагогического института имени Ленина, я столкнулась с проблемой поиска работы. Предложений было довольно много, но в большинстве компаний требовались люди на полный график, что для меня было неприемлемым ≈ надо было успевать учиться, чтобы успешно закончить институт. Во время собеседования в одном кадровом агентстве меня осенила мысль ≈ попробовать себя в качестве сотрудника этого агентства. У них как раз оказалась подходящая вакансия, и меня пригласили на работу. Затем устроилась на параллельную работу в еще одно агентство. И после того как я проработала рекрутером около года, мне поступило предложение открыть собственное дело, что я незамедлительно и сделала. Июль 1997 года выдался особенно жарким: я заканчивала институт, сдавала госэкзамены, диплом, закрывала дела в двух агентствах и открывала свое собственное ≈ 25 июля 1997 была зарегистрирована компания "Выбор".

CF: Как вы себя ощущали в новом качестве ≈ владельца компании?

Н.К.: Мне было 25 лет, у меня было приблизительное представление о технологиях рекрутмента и самое главное ≈ был азарт и огромное желание работать. Если бы мне сейчас предложили открыть новый проект, я бы, наверное, несколько раз взвесила все за и против, прежде чем принять решение. А тогда я руководствовалась интуицией и абсолютно ничего не боялась. На момент открытия в компании работало шесть человек, у нас не было ни четко прописанного бизнес-плана, ни стратегии развития ≈ многие вещи познавались уже в процессе работы. Нашим боевым крещением стал кризис 1998 года.

Поскольку у нас не было четкого позиционирования и специализации, на тот момент мы работали с компаниями ≈ и крупными, и средними, специализирующимися в разных областях. Большинство клиентов, с которыми у нас были заключены контракты, после кризиса быстро сориентировались на рынке и стали открывать новые направления ≈ появилось много новых вакансий, в том числе руководителей направлений, менеджеров проектов, коммерческих директоров, директоров производств, что помогло нам практически безболезненно преодолеть кризисную ситуацию.

CF: Были ли в вашей компании за восемь лет существования переломные точки?

Н.К.: Как и любая организация, наше агентство за период работы несколько раз проходило этапы реорганизации и изменений. Действительно, как обозначают психологи, три года и семь лет ≈ самые критические точки. Именно на этих этапах мы серьезно задумывались о стандартах нашей деятельности, о качестве предоставляемых услуг, о качестве нашего персонала. Мы проводили маркетинг среди наших клиентов, выявляли болезненные точки и проводили ряд мероприятий, позволивших приблизить компанию к обозначенной цели. Были разработаны новые технологии, изменен ценовой сегмент и структура компании, внедрена новая информационная система, проведен ряд тренингов для повышения качественного уровня предоставления услуг, определения сегментации и специализации агентства, открыты новые направления. Соответственно, под новые задачи пришлось менять и персонал. Кто-то не смог работать в новых условиях и ушел из компании. Таким образом, команда постепенно обновлялась.

CF: Как отразилась "болезнь роста" лично на вас?

Н.К.: Через шесть лет работы в агентстве у меня наступило состояние "перегорания", и было принято решение о привлечении управленца на пост генерального директора. На самом деле это очень распространенная практика, когда владелец нанимает управленца для своей компании, но среди кадровых агентств это распространено в меньшей степени. Данный бизнес относится к среднему уровню бизнеса, в основном в кадровых агентствах учредители являются и управленцами компаний.

Ситуация, когда учредитель компании одновременно является и ее управленцем, имеет свои плюсы и минусы. Акционеры относятся к своему бизнесу, как к ребенку, которого они вскормили с младенчества. Они транслируют свое видение и создают корпоративную структуру компании, по образу и подобию собственного я, окружают себя людьми, с которыми удобно и не проблемно работать ≈ это является одним из факторов торможения бизнеса. К тому же у каждого владельца свой уровень амбиций: один стремится, чтобы его компания была первой, для другого же достаточно, чтобы она приносила определенную прибыль. При этом важно помнить, что персонал очень чутко реагирует на эмоциональное состояние руководителя.

CF: Как вас можно охарактеризовать в качестве руководителя?

Н.К.: Становление как руководителя происходило вместе с развитием фирмы. Конечно, на момент открытия компании сформировавшегося руководителя еще не было. Затем менялась компания и я вместе с ней ≈ или наоборот. Сегодня я, скорее, более демократичный руководитель, нежели авторитарный. К тому же я являюсь "играющим тренером" ≈ то есть помимо руководства иногда занимаюсь рекрутментом, что делаю с большим удовольствием. В основном я специализируюсь на финансовых и сложных позициях.

CF: Допускаете ли вы для себя возможность поменять сферу деятельности?

Н.К. Вполне. Более того ≈ недавно я себе ее предоставила. Во-первых, мне хотелось поработать по найму, и, во-вторых, ≈ попробовать себя в новой сфере. Я работала советником одного из руководителей крупного энергетического концерна. Это серьезная государственная структура, и мне было интересно посмотреть, как работают такие компании. Этот эксперимент продлился почти девять месяцев. Я ощутила, что временный отход от бизнеса дал мне новые силы, новый заряд энергии.

CF: Почему вы ушли из этой структуры?

Н.К.: Прежде всего, государственная и коммерческая структуры ≈ это два совершенно разных полюса. Я поняла, что не являюсь человеком процесса, и мне довольно скучно работать в подобной организации ≈ не хватает креативности и возможностей для развития. Для меня это был совершенно осознанный эксперимент, направленный на познание себя.

CF: Вашим следующим экспериментом будет снова работа по найму или открытие еще одного бизнеса?

Н.К.: Я не исключаю ни то, ни другое. Трудно сказать, что придет в голову через несколько лет. Три года назад мной была реализована одна сумасшедшая идея ≈ я создала брачное агентство (оно называлось "Двое"), которое просуществовало около года. Этот проект никак не был связан с моим основным бизнесом ≈ просто было интересно поработать на рынке данных услуг. Как выяснилось, это очень интересный бизнес, но в то же время чрезвычайно сложный. Аудитория людей, которые обращаются в брачные агентства, очень проблемная, и с ней очень сложно работать в психологическом плане. Но как показала практика, невозможно сидеть на двух стульях и развивать одновременно два бизнеса, где требовалось полное присутствие, и агентство пришлось продать.

CF: Какие еще проекты есть в вашем багаже экспериментов?

Н.К.: В 2001 году, при вступлении нашего агентства в Ассоциацию консультантов по подбору персонала (АКПП), у меня появилась задумка ≈ организовать Клуб рекрутеров. Она удачно реализовалась, и я до сих пор возглавляю этот Клуб. Клуб рекрутеров еще не получил больших размахов, поскольку он не является бизнес-проектом и носит общественный характер. Но в отличие от АКПП, которая имеет задачи формирования цивилизованного рынка рекрутмента в России, наш Клуб призван стать профессиональным сообществом, объединяющим внешних и внутренних рукрутеров. Мы регулярно проводим заседания, семинары. Особая гордость нашего Клуба ≈ Sport-parties для кадровых агентств, которые пользуются большим успехом.

CF: Что нужно для того, чтобы сделать успешную карьеру в рекрутменте?

Н.К.: Главное ≈ большое желание работать и осознанность, что в этом бизнесе можно развиваться и зарабатывать. Также нужен набор определенных личностных качеств. Человек должен быть азартным игроком, обладать аналитическим складом ума, уметь работать с большим объемом информации. И, безусловно, он должен быть коммуникабельным в общении с клиентом, уметь слушать его, понимать, анализировать полученную информацию, предлагать решения, грамотно строить ходы, прогнозировать. На самом деле это очень тяжелый труд, но когда это получается, для нас это огромное удовлетворение.

CF: Приветствуется ли наличие психологического образования?

Н.К.: Действительно, существует миф, что в рекрутменте работают психологи. На самом же деле практика показывает, что в этой области могут работать люди с любым образованием. Мое глубокое убеждение, что уходят из этого бизнеса в основном только те, кто не состоялся. Знание психологии, конечно, может пригодиться, но оно не является профилирующим. Многие люди приходят работать в агентство для того, чтобы набраться опыта и потом двигаться дальше.

CF: Дальше ≈ в HR?

Н.К.: Преподаватели на курсах управления персоналом дают четкие инструкции: "без опыта вас никуда не возьмут, идите, поработайте в кадровых агентствах, наберитесь там опыта и потом делайте карьеру HR-менеджера". Это, безусловно, может быть вариантом, но в действительности ≈ если человек планирует строить свою карьеру в службах персонала компаний, есть большие возможности с этого и начать. Крупные компании имеют полноценные службы персонала с отдельным отделом рекрутмента, и там есть большая вероятность устроиться помощником менеджера по подбору персонала, набраться опыта и развивать свою карьеру в этой компании или переходить в другую на позиции выше. Также есть ряд компаний, которые только открывают у себя такие штатные единицы и согласны взять молодого специалиста. Есть несколько вариаций: агентство ≈ HR; агентство ≈ HR ≈ агентство или HR ≈ агентство. Последние две вариации ≈ это наметившиеся тенденции последних двух лет. Некоторые агентства, работающие на нашем рынке, были созданы HR-менеджерами.

CF: Складывается впечатление, что в кадровых агентствах работают одни женщины. Почему в них не "приживаются" мужчины?

Н.К.: Работа рекрутера очень скрупулезна, она не дает моментального результата: прежде чем достичь результата, надо проделать очень много монотонных операций. А мужчины по своей природе к этому не склонны, они ≈ люди быстрого результата. Хотя я считаю, что успеха в этом бизнесе могут добиваться и женщины, и мужчины. Все зависит не от пола, а от психотипа человека, от того, как он сможет адаптироваться именно к этой профессии. Сегодня отношение к профессии рекрутера меняется, и она начинает привлекать мужчин ≈ это, безусловно, радует. Чаще всего мужчины работают в агентствах, в которых разделяются позиции ≈ поисковика и консультанта, или в компаниях, занимающихся Executive Search.

CF: Чем вас привлекает работа в рекрутменте?

Н.К.: Она для меня по-настоящему интересна, и спонтанно выбранная профессия стала профессией моей жизни. Я всегда была уверена, что наша компания занимается очень важной и полезной деятельностью. Рекрутмент ≈ социально важный бизнес, как для соискателей, так и для работодателей.

CF: Какое место занимает работа среди ваших жизненных приоритетов?

Н.К.: Исключительно первое. Я не отношусь к людям сугубо домашним. Хотя я и могу иногда работать дома, но заменить сидением дома работу не смогу никогда. Работа мне доставляет огромное удовольствие, именно она позволяет раскрывать все зоны моих интересов.

Автор: Ольга Петрова

Каталог ссылок I Форум I Главная I Юмор I Публикации